Приветствую Вас Гость | RSS

Суббота, 27.04.2024, 09:40

Всё о фехтовании
Всё о фехтовании. Фехтование, Фехтування, Fencing
Меню
Форма входа
Опросы
А вы уже были в группе Копилка знаний о ФЕХТОВАНИИ ?
Всего ответов: 135
Категории раздела
Фехтование [23]
Тренировки [12]
Поиск
Полезные ссылки
  • Фехтование Вконтакте
  • The Great Empire - Сайт военно-исторической реконструкции
  • Клуб ролевого моделирования "Кром"
  • КЭИР "Путь времён", г. Екатеринбург - Клуб экспериментальной истории России "Путь времён". Реконструкция, историческое фехтование, историческое моделирование, ремесленное дело
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Статьи о Фехтовании


    Главная » Статьи » Фехтование

    Особенности фехтования как вида боевых искусств
    Cтатья для журнала УниБоС так и не напечатаная

    Особенности фехтования как вида боевых искусств.

    Фехтование – процесс нанесения, отражения и получения ударов холодным оружием.
    Энциклопедический словарь.

    Фехтование – искусство (умение, навык) наносить удары холодным оружием, не получая их.
    Тот же словарь.

    Перед тем как приступить непосредственно к написанию статьи хочется оговорить несколько вещей. Во-первых, понятие «рукопашный бой» на самом деле включает в себя более широкое число навыков и умений, чем те, которые я вкладываю в это понятие в нижеследующей статье. Это происходит из-за того, что изначально понятие рукопашный бой включало в себя ВСЕ варианты не дистанционного взаимодействия включая и «огреть по кумполу оглоблей», и «проткнуть клинком», и «честными кулаками намылить физиономию (хочется заметить, что мылить лучше все-таки мылом в ладони, а не кулаком – он как то не мылится)». В общем, все варианты кроме: застрелить, кинуть, пришибить на расстоянии. Это понятие рукопашного боя сформировалось ещё долго до революции и существовало (существует) в армии до сих пор, но т.к. современные многие рукопашники (!!!) не принимали участия в сражениях, а обыватели и не знают вовсе то понятие сузилось до кулачной драки. Этим я и буду пользоваться в данной статье: рукопашный бой – кулачная драка, а фехтование (изначально составной навык рукопашного боя) – управление любым оружием в руках.
    Если же задуматься над эпиграфами то открывается забавная картина: фехтование одновременно это и процесс, и человек обладающий навыком (умением). Причём парадокс заключается в том, что эти два понятия могут идти как вместе, так и по отдельности. Как пример можно рассмотреть несколько вариантов:

    1. На ристалище происходит бой двух профессиональных «мечников» (людей владеющих навыком фехтования на мечах). В этом случае сочетается процесс и применение навыка.
    2. На тот же ринг выбирается зритель, который никогда не держал оружия в руках и один из бойцов передаёт своё оружие зрителю. Далее можно рассматривать бой (фехтование – процесс) профессионала с новичком. Тут имеет место случай, когда человек, не обладающий навыком, принимает участие в процессе.
    3. На том же ринге, вспомним, стоит второй фехтовальщик и смотрит за этим безобразием – это человек, не принимающий участия в процессе, но обладающий навыком.

    4. Ну а самое забавное я оставил на последок! Зритель то, оказался (все совпадения случайны!!!) профессиональным рукопашником! Соответственно он берёт в руки меч и начинает довольно толково обороняться (и соответственно принимать участие в процессе). Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он применяет не фехтовальные, а рукопашные навыки, т.е. он ведёт рукопашный бой с мечом в руках.

    На самом деле в примерах может быть и обратный поворот событий: фехтовальщик в рукопашном бою без оружия применяет навык фехтования, т.е. фехтует без оружия в руках. Это происходит из-за того, что в человеке один из навыков доминирующий и ему удобнее (естественнее) применять именно его, а не рецессивный (буде таковой имеется). Иногда встречаются люди, которые имеют одинаково развитые оба навыка. В большинстве своём это профессионалы со стажем боевых единоборств в десятки лет, которые в силу своей просвещённости соединили навыки, или зелёные новички у которых ещё не сложилось стереотипов поведения конкретно стиля. В сущности, эти навыки не взаимоисключающие как не взаимоисключающи понятия физик, шахматист, шофёр и отец троих детей.
    Размышляя подобным образом, я и пришёл к идее написания статьи о навыке фехтования, и его сравнении с навыком рукопашного боя.
    Далее, чтобы не путаться, в данной статье под словом фехтование мы таки будем рассматривать навык, а не процесс, если о том не говориться в контексте. Фехтование – процесс, подразумевающий нанесение ударов и защит предметами, чьим весом можно пренебречь. Таковыми могут быть мечи, вес которых (по всему миру включая Восток) колеблется от 600 грамм до 7,5 – 10 килограмм в некоторых китайских школах, топоры с почти таким же разносом весов, копья у которых помимо веса были ещё меняемые габариты (от самых маленьких, примерно 75 сантиметров и до многометровых монстров) и т.д. Управление же такими разнокалиберными средствами помимо принципов и способов, характерных именно им имели и общие черты.

    Одной из наиболее общих черт является волновой вариант разгона, управления и торможения предметов. Вполне понятно, что даже клинок весом в 2 килограмма очень сложно разогнать по прямой до скорости пробивания доспеха, а если представить, что в бою скорость нанесения таких ударов колеблется от трёх в секунду, до, сколько сможешь, то всякое желание действовать одними мышцами тут же пропадает. Если же кто-то не верит на слово, то я предлагаю провести эксперимент: возьмите топорик туристический (одну штуку) и махните им по любой прямой в любой плоскости раз, эдак, полтораста.
    Принцип волнового управления предметами не является новым и для рукопашников. Но в фехтовании он является основным. Причём при бое холодным оружием можно различить два типа волн: волны для разгона и вкладывания силы в удар. Иногда эти волны называют макро и микро, что не совсем правильно т.к. иногда бывает разумнее разогнать клинок маленькой по амплитуде (микро) волной, а вложиться большой (макро). Соответственно в один удар вкладывается от одной и более волн. Просто при одной волне происходит удар только оружием, без вкладыванья массы тела, а при ударе с использованием двух и более волн в удар вкладывается вес оружия, вес тела, импульс тела, импульс от момента вращения тела и доспеха и т.д. Вполне естественно, что не всегда необходимо бить сокрушающими ударами и/или лёгкими щелчками одного клинка. Везде главенствует принцип достаточности.
    Наиболее распространённых вариантов запуска волн два. Первый и наиболее применяемый в рукопашных боевых искусствах тип волн – это волны «продольные» т.е. волны идущие от опоры к точке приложения усилий по какой-то плоскости. Эти волны хорошо себя показали при различных досылах импульсов, но при условии отсутствия вынесенных центров тяжести т.к. при наличии таковых (щит, меч и т.д.) уход обратно (при невозможности развития атаки), в боевую стойку делается, проблематичен из-за вынесенного вперёд центра тяжести. Именно по этому в мечевом бою чаще используется не «продольные», а поперечные волны, т.е. волны при которых центр тяжести двигается не вперёд-назад, а по окружности (что очень напоминает вращение обруча). Этим достигается забавный эффект: боец, почти не вынося центр тяжести, использует одну и ту же волну и для разгона клинка, с последующим вкладыванием в удар, и для ухода после нанесения удара. Плюс этого типа волн заключается ещё и в том, что, используя её можно более активно использовать для атаки защитное снаряжение, ведь кольчуга и наручи, просто висящие на человеке, притягивают его к земле, а запущенные кружиться помогают быстрее двигаться и сильнее наносить удар.

    Вторым принципом управления телом и оружием в бою является принцип рычагового взаимодействия. Примером подобного управления является безволновой запуск меча от вздёргивания щита вверх при защите от удара противника. В таком случае можно экономить силы т.к. для разгона оружия используется волна, нацеленная на совершенно другой эффект (поднятие щита), а выход клинка на боевую скорость может достигаться перенаправлением импульса полученного щитом от атаки противника (но об этом далее). Рычагами в фехтовании могут являться любые «укоренённые» позиции, где при помощи мышц жёстко закреплены какие-то части тела. Вовсе не обязательно это должны быть только руки. Вы просто представьте, какой прекрасный запуск хоть меча, хоть палки можно провести от маха ногой! И самое интересное тут, что не только от удара, но даже от простого шага получается вполне себе приятственный удар. Причём запуск ноги (для удара или шага) также может проводиться от атаки оружием или активной защиты.
    Третьим, же и, пожалуй, последним основополагающим принципом ведения активного боя является принцип сохранения инерции. Постоянно разгонять и тормозить предметы, имеющие хоть сколько-то серьёзный вес – задача нетривиальная даже при постоянном использовании волн и рычагов. Именно поэтому обычно клинок один раз разогнанный не останавливают до полного поражения противника. Причем при таком ведении (без остановок) боя экономится очень много сил т.к. клинок не надо постоянно тормозить и разгонять, а необходимо поддерживать постоянную скорость с усилениями во время ударов. Особым же шиком является умение снимать импульс инерции с атакующего клинка противника (тогда свой клинок даже разгонять нет необходимости – за вас это сделал противник) и подработка клинка противника с целью передачи импульса, увеличения скорости и направления по необходимой вам траектории (чаще всего используется для выбивания оружия из руки его держащей и/или нанесения травм запястному суставу противника путём передавания вибрации в напряжённые мышцы руки). В результате применения принципа сохранения инерции можно достичь почти полной остановки атакующего вас клинка при передаче до 95 процентов скорости оружия оппонента вашему клинку для выхода в контратаку или увеличения скорости оружия противника и перенаправления его в плоскости, в которых данный клинок просто вылетает из руки оппонента.

    В принципе фехтование базируется на этих трёх принципах. Причём даже без оружия в руках профессиональные фехтовальщики склонны использовать те или иные из вышеперечисленных качеств. Ярким примером такого применения навыка фехтования является работа с лёгкой палкой. По манере двигаться видно пристрастие к тяжёлым предметам: мощное сворачивание корпуса, постоянные попытки запуска макроволны от ног для разгона этой самой палки и работа по круговым траекториям, без намёков на попытки остановить палку хотя бы о собственное тело (что довольно часто встречается у людей, которые привыкли действовать палкой). Всё это происходит оттого, что так дерутся клинком. Для меня самого, когда я начал заниматься палкой, стали большим сюрпризом все эти особенности и то, что, запуская палку макроволной, я успевал проиграть то, ничтожно малое, время, за которое противник вколачивал мне в кисть или предплечье удар, и при этом волна не давала достаточно мощного усиления удара, ради которого можно было бы пропустить этот щелчок по нежно любимому мною телу. Точно так же можно определить фехтовальщика, по моменту нанесения удара кулаком. Он может попытаться наносить удар, с вложением массы опираясь при этом на одну ногу. Это вызвано тем, что самый сильный удар в фехтовании можно нанести, только складывая волновой запуск с рычаговым, от движущегося в противоход вынесенного центра тяжести (в данном случае ноги). Ещё одним признаком фехтовальщика является манера укореняться (достигать максимальной устойчивости) в пространстве при любом перемещении, что вызвано оперирование вынесенными центрами тяжести (ярким примером может послужить простой Волчек – попробуйте его поставить просто так, а потом раскрутите и он будет стоять сам). Так, что, если отследить перемещения фехтовальщика то можно заметить, что манера ставить ноги у него отлична от рукопашной: он, в большинстве случаев, даже в момент шага держит расстояние между ногами неизменным т.е. шаг происходит по наружной дуге. И последним отличительным признаком фехтовальщиков, является манера боя против вооружённого ножом человека: при атаке оппонентом фехтовальщик вполне вероятно, когда будет отходить то руки в момент взмаха пойдут в разные стороны, что тоже вызвано привычкой к компенсации того лишнего веса, который составляют доспехи.
    Но для справедливости ради хотелось бы заметить, что и у рукопашников, при использовании оружия возникают схожие проблемы. Это и попытки запуска клинка от кисти, с последующим выстраиванием за сей загадочной конструкцией руки. Хотя с этим феноменом хотелось бы разобраться чуть чуть по подробнее. Такой запуск в принципе хорош при работе в «голого» т.е. не одоспешеного оппонента, но при одоспешенности вас и пациента (в смысле противника) это получается очень плохо т.к. таким запуском не пробить доспех и не нанести травму без разрушения оного. Кстати обычно примерно с этого момента и начинается непонимание фехтовальщиков и рукопашников о природе боя. Я не хочу поддерживать кого либо из спорящих, ведь идти против кого-то кто считает себя правым – неблагодарное дело, просто есть разница в том чем мы занимаемся: рукопашники тренируются противодействовать неодоспешенному противнику («ведь в доспехах никто не ходит»), а фехтовальщики – одоспешенному («неодоспешенного ведь просто можно покалечить ещё на тренировке»). В этом случае следует знать, что фехтование оружием в чистом виде – мёртвый навык: ведь не будете же вы ходить в доспехе и с клинком постоянно, хотя занятие фехтованием учит человека более грамотно подходить к расходу сил во время драки, плюс то, что он дерётся в более сложных условиях просто делает фехтовальщика сильнее. Есть также и более глубокая причина разногласий, которую подметили ещё в средние века: есть три типа боевых искусств.

    1. Плебейский мордобой – вариант разборок между низшим сословием, которое не имело денег для покупки доспеха и оружия (бокс и т.д.). В этих разборках был чудовищно эффективен удар кулаком т.к. ни тело, ни лицо не были защищены. Если говорить о мече, то в данном варианте наиболее эффективны варианты атаки кончиком оружия на максимальной дистанции т.к. на противнике нет доспехов и оружие хоть как повредит супостата.
    2. Военное дело – это умение драться в строю, одоспешенным, против такого же строя. Система обучения плебеев, которым неповезло быть призванными в армию. Если говорить о мече, то в данном случае наиболее эффективны варианты атаки примерно второй третью рабочей части оружия т.к. с одоспешеного человека кончик клинка будет соскальзывать не оставляя повреждений (при попадании в доспех), а сильная часть клинка имеет шанс пробить доспех.
    3. Воинское искусство – вариант разборок между благородными (во благе – достатке – рождёнными). У этого сословия хватало денег и на доспех и на оружие. Этим и обуславливался вариант развития данного вида противодействия: при защищённости человека доспехом теряет смысл удар оппонента кулаком ибо кулак отшибёшь или что ещё себе повредишь, зато более эффективны выходы на болевые захваты, выведения из равновесия и т.д. Так как в большинстве своём во благе рождённые становились командирами то они должны были уметь и противостоять плебеям (эффективно умерщвлять) т.к. в те времена восстания были нередки, и, одновременно с тем, они же должны были уметь драться в строю (всё рыцарское сословие) то Воинское искусство по праву считалось самым лучшим. Это достигалось ещё и тем, что большинство крестьян учились мордобою от случая к случаю (глупо ведь собираться по понедельникам, средам и пятницам с 19 до 21 часа и бить друг другу морду), солдат же начинали учить уже в возрасте 19 и старше лет, а благородных с рождения (у них было больше свободного времени, ведь им не приходилось вкалывать на полях).
    Ещё одним характерным «признаком» рукопашника является стремление шагать с переменой расстояния между ногами (как бы описывая окружность лежащую рядом с человеком). Это тоже вытекает от манеры драться без доспеха. В принципе таких огрехов довольно много и любой человек, знакомый с каким либо вариантом рукомашества и дрыгоножества может путём логических рассуждений дойти до них сам, просто нужны верные вводные данные.

    И в заключение хотелось бы сказать, что не все стереотипы поведения, описанные в предыдущем абзаце, могут проявляться как у всех без исключения фехтовальщиков так и у всех без исключения рукопашников. Для примера люди, которые тренируются у меня, я надеюсь, будут от них избавлены в той или иной степени, ибо наличие таких признаков является, выражаясь компьютерным языком, не «фичей», а «багом», выплывающими из непродуманности процесса тренировок и однобокости боевого искусства. Все вышеперечисленные «признаки» также не относятся к спортсменам т.к. фехтование на спортивной рапире, шпаге или эспадроне откладывает свой отпечаток, отличный от прикладного фехтования. Все эти «признаки» были выявлены мною на собственном опыте и на наблюдениях за другими фехтовальщиками, стаж которых не превышал десяти лет. В процессе разрабатывания теоретической базы под фехтование, для внутриклубного использования и при написании данной статьи мною были использованы труды московского тренера по историческому фехтованию Александра Смушкевича и некоторые тезисы и идеи взятые из бесед с Михаилом Юрьевичем Черниховским.

    Антон Печерских. 2002 (С)

    Категория: Фехтование | Добавил: Rage (04.11.2010)
    Просмотров: 2802 | Рейтинг: 4.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: